ЛКС-тест

г. Челябинск

Прием и тестирование проводится по предварительной записи!
Задать вопрос
Главная / ЛКС-тест / Философия здоровья и медицины / Человеческий потенциал и социокультурные практики

Человеческий потенциал и социокультурные практики

I. Жизненное пространство современного человека настолько диф¬ференцировано, что дальнейшее созидание и освоение разнообразия, как основы для развития интеллектуального и культурного потенциа¬ла личности, связано с наращиванием масштабов и динамики освое¬ния культурных практик в процессе социализации, индивидуальным опытом существования человека в постоянно изменяющихся социо¬культурных условиях. Адаптация к новой ситуации предполагает однповременно интенсификацию процесса накопления знаний и духов¬но-нравственного опыта — становление личностной культуры как ре¬сурса, составляющего структуры человеческого потенциала (любая структура, согласно Э. Гидденсу, это правила и ресурсы). Расширение жизненных перспектив человека протекает в едином процессе обуче¬ния (посредством различных практик через систему институтов, таких как образование и др.) и выбора стратегии самореализации личности (смыслы, мотивация, пути и способы достижения). Результат во мно¬гом зависит не только от условий и организации внешней среды, но и от способностей личности, от уровня ее креативности и степени от¬крытости к усложнению структуры жизненного пространства. Социо¬культурная компетентность личности выступает одной из качествен¬ных характеристик человеческого потенциала.

II. Освоения социокультурных практик позволяет человеку активно включаться в систему социальных коммуникаций, наращивать и реализовывать свой потенциал. С позиции социокультурной коммуникации все повторяющиеся явления складываются в определенные практики, закрепляющие социальный опыт в культуре повседневности. Повседневность, понимаемая как устойчивый комплекс интерсубъективных связей жизненного мира, конструирующих социальную реальность, включает разные практики - от "легитимизированных" культурой и обществом до "маргинальных".

Типологизация социокультурных практик по целевым (терминальным), ценностно-смысловым и инструментальным (средства и способы достижения цели) критериям позволяет выделить пять групп, включающих:

  1. Витальные и рекреационные практики, связанные с поддержанием здоровья, телесности, красоты.
  2. Адаптационные, коммуникативные и др. практики, направленные на освоение норм, правил и технологий социальных отношений, стратегий.
  3. Практики социализации и образовательные практики, связанные с формированием интеллектуальных и духовных ресурсов человека, в целом - со становлением личности и развитием его способностей к творческой самореализации.
  4. Практики трудовой (профессиональной) активности, освоение которых позволяет человеку обрести и укрепить свой социальный статус, способствует самоутверждению личности, постижению качества профессиональной деятельности человека, повышению его творческой активности в разных сферах специализированной культуры (в политике, в управлении, в художественной культуре и т.д.).
  5. Культурные и духовные практики, направленные на развитие креативных, социообразующих способностей, эмоциональных и когнитивных аспектов мировосприятия; общекультурного потенциала, его нравственных и эстетических составляющих; удовлетворении потребностей в отдыхе и развлечениях.

Каждый из выделенных типов социокультурных практик имеет два уровня измерения: личностный и социальный. Социокультурная компетентность личности - результат освоения социокультурных практик отдельным индивидом в процессе становления личности, иначе - в процессах самотворения и самореализации.

III. Совокупность социокультурных практик на социальном уровне может быть рассмотрена как возможный к освоению и внедрению "стандарт", освоение которого формирует позитивное социальное самочувствие и качество жизни населения, обеспечивая возможность само-идентификации индивидов с определенным обществом. Наличие соответствующих социокультурных институтов и необходимых условий для распространения и активного использования населением страны направлено на наращивание социокультурного потенциала общества. Социокультурный потенциал общества - это интегральный показа-тель развития страны, включающий объем образовательного и интеллектуального капитала, уровня культуры и качества жизни населения. Социокультурный потенциал и человеческий потенциал - не тождественные понятия. Говоря о различении образовательной и культур-ной составляющей человеческого потенциала, Б.Г. Юдин обращает внимание на то, что чем большим объемом знаний располагает человек, тем шире спектр его возможностей для достижения целей, подчеркивая наличие заложенных в культурных ресурсах механизмов бло-кирования тех или иных, казалось бы, открытых возможностей действия. В этом смысле "культурная составляющая человеческого потенциала, безусловно, имеет определенное отношение не только к сфере условий и средств, но и к сфере целей, которые ставит перед собой человек"1.

IV. В качестве примера сложной взаимосвязи между человеческим потенциалом и социокультурными практиками рассмотрим в докладе некоторые из форм витальных и рекреационных практик, трансформация которых связана с динамикой современных социокультурных изменений.

Здоровье как ресурс человеческого потенциала всегда составляло доминанту повседневности, а социокультурные практики по поддержанию своего организма в физически активном состоянии в современном мире обусловлены не только витальными потребностями человеческого организма, сколько еще и продиктованы модой. Мода на здоровый образ жизни (потребление экологически чистых продуктов, жизнь без вредных привычек, формирование телесности по заданным стандартам, искусственное "наращивание" волос и ногтей, развитие пластической хирургии с целью удовлетворения массовой "потребности" в красоте, обращение к разного рода лечебным практикам, цели-тельству и народной медицине, "специфическим" воздействиям "ду-ховной" медицины и духовных практик, вторжение в сферу интимного и др.) - социокультурный феномен, поддерживать который призваны многочисленные механизмы массовой культуры. "Практики" массовой культуры - это повседневный опыт достижения определенного результата деятельности, когда познавательные приемы и операции "подчинены" конкретным действиям, а эти действия в свою очередь становятся "практиками" - "технологиями" познания реальности и удовлетворения потребностей (Е.Н.Шапинская). "Медикализация повседневности" - понятие, характеризующее процесс внедрения новых и "воссоздание" давно забытых рецептов и практик, приводящее на уровне повседневности к столкновениям разных практик и риску саморазрушения человеческого потенциала, взамен широко разрекламированных иллюзий его интенсивного наращивания. Подмена социально гарантированных услуг по поддержанию здоровья набором разнородных практик - наталкивает нас на мысль о манипуляции общественным сознанием в условиях недостаточного внимания государства и общества в целом к здоровью человека как основе человеческого потенциала.

-----------------

1 Юдин Б.Г. Интеллектуальный потенциал личности // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. — М.: ИЧ РАН, 2002. - С. 12.

 

Философские проблемы биологии и медицины : Выпуск 2 : Междисциплинарные аспекты биомедицины : Сборник. — М., изд-во «Принтберри», 2008. — 408 с., с.38-41.

Автор: О.Н.Астафьева, дфн, Рос.акад.гос.службы

28.12.2011

Наши партнёры: